О невербальных сигналах в общении

Межличностное общение имеет первостепенное значение в жизни людей. Недаром в современном мире остро стоит проблема одиночества. Каждый человек хочет быть услышанным, понятым, однако продуктивной коммуникации мешает не только неумение излагать мысли ясно, структурировано и чётко. Нужно также уметь правильно распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, иначе можно неверно истолковать любые слова, исказить подтекст.

 О невербальных сигналах в общенииНевербальные сигналы – это движения тела, жесты, позы, мимика и микродвижения лица, зрительный контакт; паравербальные (то есть околословесные) сигналы – интонация голоса, паузы, темп произнесения слов. Все эти сигналы дают примерно девяносто процентов информации, а сам текст речи – лишь десять.

Для успешной коммуникации, следует различать, в какой ситуации допускается использование конкретного сигнала. Если Вы находитесь на деловых переговорах, совершенно неуместными будут сигналы об агрессии, недоверии, страхе. На любовном свидании можно применять сексуальные сигналы. Тонкое различение, чувствование особенностей ситуации вполне поддаётся развитию.

Важный момент: необходимо интерпретировать сигналы всех уровней, то есть отследить позу и положение человека в пространстве, его взгляд, интонацию голоса, темп речи, выражение лица. Лишь комплексный подход даёт полную картину. Но даже если есть рассогласование в подаваемых сигналах, не спешите обвинять собеседника во лжи или сокрытии. Возможно, его эмоциональное равновесие нарушено настолько, что тело не в состоянии передать весь спектр чувств, к тому же испытываемых одновременно. Либо он просто устал, или у него вовсе невралгические проблемы, из-за которых он не может адекватно выразить эмоции (например, поражение мышц или лицевого нерва, из-за чего лицо становится «нечитаемым»).

Мир невербальных сигналов настолько разнообразен и интересен, что нереально его охватить быстро и сразу весь. Можно специализированно изучить определённую категорию сигналов для того, чтобы повысить результативность межличностного взаимодействия в какой-либо сфере жизни.

Например, менеджер по продажам, помимо узконаправленных компетенций, может включить в программу самообразования изучение поз, мимики, жестов, интонации и особенностей речи, которые необходимы для установления контакта с покупателем, удержания его внимания, вызова чувства доверия и желания приобрести предлагаемый товар. Служащий на таможенном контроле, изучив поведенческие особенности сильного волнения, страха, лжи, повышает свою чувствительность на опасных пассажиров.

И конечно, все мы не откажемся от лучшего понимания наших родных и близких людей. Так что, изучение невербальных сигналов необходимо каждому человеку, желающему улучшить свою жизнь в целом.

О невербальных сигналах в общении